Выбираем первый самолет на радиоуправлении!

29.07.2021

На что обратить внимание при покупке радиоуправляемого самолета.

Мальчик, с детства освоивший радиоуправление машинками и компьютерные игры, наблюдающий за летящими высоко в небе самолетами, непременно захочет почувствовать себя пилотом. Помочь могут взрослые, подарив действующую модель. Как правило, подаривший (особенно, если это папа) и сам горит желанием поскорее провести испытания, поэтому выбирает модель (включая ее технические возможности) исходя из собственных представлений о том, какая лучше.
Немного истории

Когда-то были кружки по авиамоделизму, где мальчишки, иногда и девчонки, месяцами мастерили свою первую действующую модель самолета ради того, чтобы хоть раз почувствовать себя «повелителем неба». К сожалению, модели были недолговечны: о такой возможности, как радиоуправление, приходилось только мечтать, и самолет в результате нескольких столкновений с препятствиями и землей терял свои летные качества. Не мудрено, выбор материала корпуса и крыльев почти не имел других вариантов, кроме бальзы, легкой, но хрупкой. Для упрочнения применялись пропитывающие смеси, что немного увеличивало количество полетов.

Инструкции, чертежи и фотографии можно было найти в выпусках журналов «Моделист-Конструктор» и «Техника Молодежи», а материалы приходилось буквально добывать. Если в крупных городах встречались магазины или отделы, специализирующиеся на техническом творчестве, то в провинции собрать необходимый набор материалов и деталей было почти невозможно. Зато кружки получали все централизованно.

Интересно, что на первое занятие могло прийти до 40 человек, но по мере понимания сложности процесса изготовления, необходимости дополнительно учиться (читать чертежи, производить расчеты), ряды редели. До полной сборки собственного самолета и его первого запуска выдерживало, в среднем, 7-10 человек.
Современность

Технологии развиваются, появились новые, легкие и прочные, материалы, новые конструктивные решения, что позволило в производственных масштабах обеспечить радиоуправляемым самолетом каждого, кто желает почувствовать себя моделистом-конструктором и/или пилотом. Сами модели достаточно сложные, продаются в разной комплектации и степени сборки, поэтому общетехнические знания приветствуются.

Замечено, что заинтересованность в конструировании и сборке (значит, в «предполетной» подготовке, способности самостоятельно произвести ремонт или улучшение) наблюдается не более, чем у половины покупателей модели. Остальные просто хотят управлять летящим самолетом, но потом, после нескольких полетов, многие постепенно начинают разбираться в конструкции, производить легкий ремонт, замечать, например, недостаточные маневренность или высоту.
По каким параметрам выбирать модель

Тем, кто в детстве мастерил самолеты, советы не нужны: они сами могут проконсультировать любого не хуже разработчика той или иной модели. Если приходится покупать первый в жизни летательный аппарат для себя или подростка, следует обратить внимание на отдельные конструктивные решения.
Материал

На смену бальзе пришли пластики, легкие, прочные, и композитные материалы, позволяющие формировать необходимые изгибы деталей (частей корпуса, крыла). Корпусные детали моделей бюджетных вариантов, как правило, изготовлены из различных видов пенопласта. Изделие обладает небольшим весом, хорошо исполняет команды с пульта, просто ремонтируется в случае внешних повреждений.
Тип двигателя

Первые рукотворные модели создавались на основе двигателя внутреннего сгорания (топливо – эфир или смесь метанола, нитрометана и масла). Чтобы его собрать и запустить, нужны знания и сноровка. В настоящее время в базовых моделях устанавливают электродвигатели, обращаться с которыми умеет даже первоклассник. Чтобы не возиться с ДВС, не имея опыта, лучше в качестве опытного образца выбрать самолет на электродвигателе: на маневренности не отражается, зато экономит время на ознакомление и поиски топлива.

Расположение крыла

От того, какой тип расположения крыла имеет модель (верхнее, среднее или нижнее), в значительной мере зависят ее аэродинамические качества. Так, верхнее расположение обеспечивает стабильность и плавность полета, устойчивость в воздухе. Хорошей маневренностью и высокой скоростью такие аппараты не отличаются, зато идеальны в качестве тренировочного объекта, «летчик» может отрабатывать навыки. При среднем расположении крыла возрастает маневренность и скорость, что при недостаточной подготовке будет приводить к частым аварийным ситуациям. Только асы, легко управляющие моделями предыдущих двух типов, могут приступить к сложному пилотированию с исполнением фигур, выбрав образец с нижним расположением крыла. Начинающим следует остановить выбор на варианте с верхним крылом.

Примеры самолетов с верхним расположением крыла

Размер модели

Понятие малый, средний, большой размер применительно к радиоуправляемым моделям самолетов сводится к размаху крыльев: до 30-40 см, от 40 см до 80-90 см и свыше 90 см соответственно. Рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.

Малые модели изначально разрабатываются для полетов в условиях городских кварталов, когда размеры доступной открытой площадки составляют в среднем 100 м в диаметре. Небольшие габариты позволяют легко транспортировать модель в рюкзаке, когда до места полетов придется добираться общественным транспортом. При падении самолета на землю (что у начинающих происходит не редко), благодаря его небольшому весу, повреждения аппарата минимальны. В случае падения на человека, удается избежать серьезных травм. К недостаткам можно отнести только то, что сильный ветер может сбить самолет с курса (из-за того же малого веса). Просто нужно заранее интересоваться направлением и силой ветра и учитывать эти потоки или производить первые вылеты в безветренную погоду.

Средние модели требуют большего свободного пространства, как минимум, сравнимого с площадью стадиона со стандартным футбольным полем. Большинство моделей частично разборные, что облегчает их транспортирование к месту тренировок. Противостояние ветру лучше, чем у малых, но резкие порывы могут перевернуть аппарат. В случае падения иногда удается обойтись без ремонта (сила удара снижается в результате планирования, которое обеспечивает площадь крыла). В целях безопасности не стоит производить запуски вблизи прогуливающихся или отдыхающих людей, чтобы никого не травмировать.

Управлять большими аппаратами, конечно, намного интереснее, но для этого нужно поле, соизмеримое с полем аэродрома, или специально оборудованная площадка. Адрес, где есть возможность производить полеты, желательно узнать перед приобретением модели.
Варианты комплектации

На упаковке моделей можно увидеть аббревиатуры RTF, ARF и KIT, на которые, наряду с фотографией модели, стоит обратить внимание. Обозначения «сообщают», на какую группу покупателей рассчитан конструктор.

RTF

Набор «готов к полету» предназначен для тех, кто хочет поскорее начать управлять своим самолетом или подарить модель подростку. Если взрослый относительно спокойно может потратить время на сборку, отладку, выбрать подходящий день, то мальчишке нужно все и сразу: сегодня подарили – сегодня запускаем. В комплект входит абсолютно все, что необходимо для первого взлета. Возможно, подростку, если он совершенно не знаком с авиа моделированием, придется помочь в сборке, потратив на это час-другой, а с аккумулятором и пультом управления он разберется сам. Предлагаемые модели оставили в прошлом примитивизм игрушек, теперь это достаточно интересные решения. Основное качество – высокие летные характеристики, благодаря которым владелец получает первые навыки управления настоящим самолетом. Размеры аппаратов в комплектации RTF – от «комнатных» до почти настоящих, с размахом крыльев до 2 м.

Преимущества таких наборов для начинающих «пилотов» очевидны. Тех, кто захочет что-то поменять в конструкции, ждет разочарование: это практически нереально. Укомплектованы модели упрощенной системой радиоуправления. Чтобы угодить пользователям, которые хотят не только научиться базовому управлению, но и совершенствоваться, среди прочих, есть модели с системами стабилизации, позволяющими летчику осваивать крутые виражи и фигуры высшего пилотажа. Примером такого решения служит модель VolantexRC Trainstar Mini 400мм RTF всего несколько минут на установку, и учебный самолет превращается в «боевой».

ARF

В основном «готов к полету». Комплектация рассчитана на людей, знакомых с принципами полета модели, имеющих теоретическую подготовку в области конструкции самолета и какие-либо предпочтения при выборе отдельных элементов. Основные узлы (крыло, фюзеляж, хвостовое оперение) имеют заводскую сборку, остальные элементы крепить придется самостоятельно на основании прилагаемой инструкции, как правило, текстовый формат продублирован графическими изображениями. Специальные знания пригодятся тому, кто планирует сделать собственную уникальную модель, так как конструктивно предусмотрены возможные изменения, но при этом в набор входит один вариант. Например, возможность установки ДВС предусмотрена, а в комплекте – электродвигатель. Зато все, что связано с системой радиоуправления и бортовой электроникой можно улучшать до бесконечности, если не устроит базовый комплект. Компромиссный вариант комплектации PNP: имеется все, кроме приемника и передатчика.

KIT

Все, что нужно для индивидуального творчества при создании собственной модели самолета, отыщется в таком наборе: от обработанных в заводских условиях деталей из бальзы или композитных материалов до чертежей. Как правило, система радиоуправления в набор не входит, но места для размещения бортовой электроники предусмотрены конструкций. На упаковке (или вкладыше) всегда имеется перечень деталей с указанием их количества. Мальчишка второй половины ХХ века назвал бы такой набор «Мечта авиамоделиста».

Вспомогательные устройства

Первая модель радиоуправляемого самолета – всего лишь тренировочная. Никто не даст гарантии от падений, поломок, особенно, если пульт управления находится в неумелых руках. К счастью, руки можно натренировать менее затратным способом, чем приобретение и быстрый выход из строя модели. В качестве обучающей системы рекомендуется покупка авиасимулятора, который поможет обучиться управлению самолетом в разных условиях, достичь необходимой скорости реакции и, в результате выбрать тип модели, который будет слушаться команд.